Вы здесь

Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта?

(А.С.Пушкин или Правила вождения автомобиля зимой).

   Наши эксперты вообще-то ездят только на места ДТП со смертельным исходом. И это хорошо. Не в том смысле, хорошо, что смертельный исход, а в том, что таких ДТП все-таки во много раз меньше, чем обычных. А вот начала зимы эксперт всегда ждет с ужасом. Количество аварий в этот период резко возрастает. И даже не потому, что многие не успели установить зимнюю резину. Основной причиной сезонного кризиса являются наши привычки. Летом автомобиль готов выполнять любую прихоть хозяина. Ускориться – сколько угодно. Тормозить – тоже нет проблем. А вот на скользком покрытии вчерашнее, вполне послушное создание отказывается подчиняться привычным командам. Жмете на педаль газа при трогании с места на повороте, а автомобиль разворачивает практически на месте. Нажимаете тормоз, но автомобиль или заносит, или он вообще не тормозит, а движется как ни в чем не бывало. Первое, о чем надо помнить – это всегда оставлять достаточное пространство  для маневра и избегать резких движений. Держать дистанцию до впереди идущей машины в три раза больше обычной. Машинам с небольшим весом сложнее трогаться с места, а тяжелые автомобили имеют больший тормозной путь. На самом деле правила поведения достаточно просты. У заднеприводных машин на заснеженной дороге происходит занос задней части. Любое резкое нажатие или отпускание педали сцепления может спровоцировать потерю контроля над машиной. Если колеса пробуксовывают, начинайте движение со второй передачи. Если нужно затормозить на скользкой поверхности, тормозите одновременно и педалью, и двигателем – тем самым достигается наиболее плавное замедление. Если произошел занос задней оси, руль следует повернуть в направлении смещения задней части автомобиля. Если машина переднеприводная – плавно увеличить газ, если заднеприводная – плавно уменьшить нажатие на акселератор. Как только справились с первым заносом, возникает второй, в противоположную сторону от предыдущего и с удвоенной силой. Требуемая реакция водителя на занос описана в учебниках. Только жизнь показывает, что знать и уметь –  это разные вещи. Даже отличное знание совершенно не обязательно будет гарантией безопасности там, где требуется умение. В опасной ситуации страх напрочь вытесняет знания, не подкрепленные практическим опытом. Одной из причин аварийности  является непонимание водителем того, что опасно, а что не опасно на зимней дороге. Иными словами, если бы водитель знал ту грань, которую нельзя переходить, то и не попал бы в критическую ситуацию. Между прочим, при столкновении на скорости 50 км/час вес тела человека за счет ускорения составляет три тонны. А при столкновении на скорости 100 км/час вес одного только мозга возрастает до 50 кг. Такой мозг, даже без дополнительного удара, разрушает сам себя о собственную черепную коробку. Водители современных иномарок считают себя надежно защищенными подушкой безопасности. Однако эта подушка вовсе не так безопасна, как принято думать. При наличии только одной передней подушки, лицо водителя от удара об эту подушку соскакивает и голова ударяется затылочной частью о дверной проем, что приводит к повреждению шейных позвонков. Воздушная подушка водителя имеет объем от 60 до 80 л, а переднего пассажира – до 130 л. При срабатывании всей системы объем салона мгновенно уменьшается на 200 – 250 л, что создает немалую нагрузку на барабанные перепонки. Вылетающая со скоростью 300 км/час подушка останавливает движущееся вперед тело, а голову с огромной скоростью отбрасывает назад, приводя к образованию хлыстообразного перелома шейного отдела позвоночника. Не пристегнутого ремнями водителя и пассажира подушка может убить. Натриевая кислота, под воздействием которой надуваются подушки безопасности, часто попадает в глаза водителю и пассажирам, вызывая химические ожоги сетчатки.

 Серьезный вопрос о том, где сидеть? На самом безопасном месте находится средний (третий) пассажир заднего сиденья независимо от укомплектованности автомобиля средствами безопасности и механизма столкновения или переворота. Ну, а «место смертника» всем известно – рядом с водителем.

Коэффициент сцепления шин с дорогой меняется в зависимости от вида и состояния дорожного покрытия, типа шин и давления воздуха в них. Тормозной путь увеличивается во столько раз, во сколько ухудшается сцепление шин с дорогой. При постоянном коэффициенте сцепления тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату увеличения скорости. Реакция шофера колеблется от 0,5 до 1 – 2 сек. Если водитель имел возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности, время реакции принимают минимальным (0,5 – 0,6 сек.). Если ситуация, предшествовавшая ДТП, свидетельствует о минимальной вероятности возникновения опасности, время реакции принимают равным 1,5 сек. В середине рабочего дня время реакции минимально, а к концу дня оно может возрасти более чем в два раза. Особенно сильное увеличение времени реакции происходит при движении по свободной от транспорта дороге, а также в болезненном состоянии и после приема алкоголя. Тормозная система с гидравлическим приводом минимально срабатывает за 0,2 сек, а с пневматическим – 0,6 сек. Коэффициент сцепления на сухом асфальте равен 0,7, на мокром асфальте – 0,4, на укатанном снегу – 0,2, при обледенении всего – 0,1.         

  Многие не придают значения небольшим нюансам скорости. Чего, мол, гаишники придираются: всего-то на 10 км превысил разрешенный показатель. Между тем, эти пресловутые 10 км в ряде случаев являются принципиальными. Например, вы заметили в 40 м перед собой внезапно появившегося пешехода. Если скорость автомобиля составляет 60 км/час, то до того, как водитель нажмет на тормоз, он успеет проехать 25 м. При скорости 70 км/час до начала торможения машина пройдет 29 м. Последующий тормозной путь в первом случае составит 14 м, во втором – 19 м. Иными словами, до полной остановки машины при скорости 60 км/час она пройдет 39 м и остановится в метре перед пешеходом, а при скорости 70 км/час (остановочный путь – 48 м) врежется в этого бедолагу на скорости 45 км/час, причинив ему, в лучшем случае, тяжкий вред здоровью. При скорости 100 км/час автомобиль за одну секунду преодолеет расстояние около 28 м и убьет пешехода независимо от проворности водителя. Весьма неприятная динамика лобового столкновения автомобиля на скорости 80 км/час выглядит следующим образом. Через 0,026 сек. после удара вдавливается бампер, и автомобиль останавливается. Пассажиры, если они не были пристегнуты, продолжают движение вперед. Через 0,039 сек. водитель вместе с передним сиденьем перемещается на 15 см и грудной клеткой ломает руль. Через 0,068 сек. водитель ударяется о приборный щиток с силой 9 тонн. Через 0,092 сек. водитель и пассажир переднего сиденья одновременно ударяются головами в ветровое стекло. Через 0,1 сек. повисший на руле водитель отбрасывается назад. Через 0,11 сек. начинает слегка откатываться назад сам автомобиль. Через 0,113 сек. сидящий за водителем пассажир оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар, одновременно сам получая смертельное повреждение. Через 0,15 сек. приключение для экипажа заканчивается, и начинается работа судебно-медицинского эксперта.

Последние модели импортных автомобилей оснащаются трехточечными ремнями безопасности с преднатяжителем (инерционными катушками), который подтягивает ремни при столкновении, и ограничителем усилия, который немного уменьшает натяжение при достижении определенного значения. Это помогает фиксировать тело человека контролируемым образом. Отечественные автомобили такими ремнями не оборудованы. Толстые куртки-пуховики снижают эффективность ремней, поскольку катушка ремня не может правильно выбрать слабину и плотно зафиксировать тело. В результате человек получает сильный удар самим ремнем.

В темное время суток исчезает цветоощущение предметов. Они различаются только по контрасту и яркости. При недостаточной яркости и отсутствии контрастности водитель не различает контуры объектов. Поэтому ночью расстояние обнаружения объектов сокращается вдвое по сравнению со светлым временем. На оценку расстояния влияет цвет предметов. Расстояние до автомобиля, окрашенного в темные цвета, кажется водителю большим, а до окрашенного в яркие цвета меньшим, чем оно есть на самом деле. Движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, чем в действительности. Из-за резких колебаний освещенности дороги в темное время суток зрению приходится приспосабливаться к новому участку дороги. Происходит сильное раздражение сетчатки глаза, из-за чего наступает временное ослепление. Время адаптации глаза со света на темноту составляет 30 – 40 сек., а с темноты на свет от 10 сек. до четырех минут.

  В общем, перед тем, как садиться за руль зимой, хорошо подумайте: а вам это надо?  

                                                   Начальник лаборатории судебной экспертизы «СТЭЛС»

                                                                               А.Ю.Власов

Научные разработки

В рамках ООО НИИСЭ "СТЭЛС" под руководством опытных специалистов проводилась исследовательская работа по использованию разработанного робота – лунохода в наземных целях.

ВНИМАНИЕ!

Администрация ООО НИИСЭ "СТЭЛС" предупреждает пользователей о наличии в сети Интернет десятков и сотен сайтов, созданных, якобы, от нашего имени, которые на самом деле нам не принадлежат. На этих сайтах может публиковаться недостоверная информация. В равной мере, в разных районах города и области существует ряд предприятий, позиционирующих себя, как филиалы ООО НИИСЭ "СТЭЛС", и даже располагающих печатями, полностью идентичными нашей печати. При обращениях к нам пользуйтесь только нашим официальным сайтом. Остерегайтесь мошенников.