Вы здесь

Изгнание дьявола

   Речь пойдет о психиатрии вообще и об отдельных психиатрах в частности. Не о тех безобидных ботаниках, которые путем задушевной беседы тужатся наставить сумасшедших на путь истинный. Они, по большому счету, никому не мешают, поставляя, преимущественно, сюжеты для потешных анекдотов. Речь о современных наследниках средневековых инквизиторов, каленым железом изгонявших дьявола из заблудшей души. О карательной психиатрии в конце прошлого века написано с избытком. Законодательство с тех пор подверглось кое-какой ретуши, и отдельные субъекты, по наивности, успели подумать, что печальные времена, когда в психушку легко было упечь вполне здорового человека, преимущественно диссидентской масти, прошли давно и безвозвратно. Времена-то, может, и прошли, но мрачные персонажи никуда не делись. И, в отсутствии стабильного государственного заказа, приискали себе нового хозяина. Кого – скоро узнаете.

    Жил мелкий доходяга. Окрестим его, условно, Запоздалым. Дожил до возраста первичной сортировки. По причине тщедушности в гренадеры не годен, а для тюрьмы – в самый раз. Как-то утром очень рано брёл по поликлинике. Навстречу – амбал. Запоздалый ему как раз по пояс. Понятное дело, амбал говорит: «Кыш с дороги». Без озлобления, а просто по задумчивости. Ну, и по недостатку эрудиции, естественно. Или не знал, или забыл, что это господь создал людей разными, а полковник Кольт подравнял шансы. Запоздалый, по причине мелкости, всегда с ножиком. Даже и не ножик, а так, складешок, с длиной клинка не больше 6см. Для самоутверждения. По той же причине мелкости обидчив. Вместо того, чтобы разумно последовать совету старшего и отправиться известным пешеходным маршрутом, достает ножичек, удивив амбала до крайности. Амбал даже не сразу Запоздалого бить начал. Сроду таких мелких не бил, а в этом деле свой навык нужен. Кто мух бил хорошо знает. Пока амбал только замахивается, верткий Запоздалый его уже раз, другой ножичком чирк. Зацепил таки в выпуклое место. Собственно говоря, дело житейское. Встретились два незнакомых джентльмена, им что, сразу в шахматы играть? Но это присказка, и официальная версия предварительного следствия. Настоящая сказка впереди.

     Запоздалого, конечно, в кутузку. Следователи дивятся: как такой мелкий амбала не устрашился? Псих, наверное. Давай-ка в дурку, на экспертизу. Психиатры руки потирают сладострастно: попался, голубок. Сковородка заждалась. В принципе дорога понятливыми людьми натоптана с давних времен. Упади в коленки сердобольному доктору, да не с пустыми руками, авось сжалится. Предпочтительно с капустой, но морковки тоже не возбраняются. Но если только посулил, а потом скрысил – это самое последнее дело. Так, судя по всему, и вышло с Запоздалым. Вмиг озлобились гиппократовы наследники.  Рукава засучили и принялись строчить жуткие диагнозы. Не смотрите, мол, что Запоздалый невелик росточком. Под невзрачной внешностью затаился сущий дьявол. Можно сказать, будущий серийный убийца. А потому надлежит ему прописать самую наивысшую меру. Кто-то думает, что это только суд может распорядиться. А вот и нет. У психиатров свой инструмент в загашнике. В случае особой опасности субъекта можно ему вчинить принудительное лечение в специализированном стационаре с так называемым постоянным и интенсивным наблюдением. Просто наблюдать (в смысле безучастного созерцания) за психами скучно: глаза проглядишь. Среди персонала опять же попадаются большие выдумщики. И жаловаться некому: ни одна контора психованные жалобы не примет всерьез. Продлять такое, с позволения сказать, лечение позволено бесконечно, без всякого решения суда. Короче говоря, мало кому довелось выбраться, а если кто и выбрался, то только тушкой или овощем.

     Однако вовремя опомнилась мамаша Запоздалого. Нашла посторонних консультантов, не обремененных государевой службой. Консультанты не возьмут в толк: в каком потаенном уголке души усмотрели судебные психиатры в Запоздалом столь неистового зверя? Добро бы посветили рентгеном или в моче нашли какую гадость. Так нет же – одни пустые разговоры. Что скажет дурашка, то и берут на веру. А если пациент хмур и нелюдим или, не дай бог, немногословен, то уж точно – псих. Между прочим, в поликлинике, где разыгралась баталия, подвешена видеокамера. Консультанты посмотрели запись и видят, что инициатором конфликта явился как раз таки амбал, а сам конфликт имел многоэпизодный характер. И ножичек Запоздалый использовал только как самый крайний аргумент. Можно сказать, в состоянии аффекта. Где же здесь псих?

     Поясню в двух словах, что такое «аффект» с точки зрения физиолога. Это очень сильное эмоциональное волнение, выражающееся в кратковременной, но бурно протекающей необычной психической реакции. Во время аффекта сознание человека и его способность рационально мыслить резко сужаются, а способность контролировать свои действия ослабевает. Предпосылкой к развитию аффекта обычно является  ситуация реального насилия или оскорбления со стороны потерпевшего. Аффектогенной может быть названа ситуация, характеризующаяся тем, что находящийся в ней человек должен обязательно действовать и испытывает в этом почти непреодолимую потребность, но подходящих способов действия не находит. Это противоречие и формирует аффект. Внешне аффект может проявляться в бурном, неуправляемом поведении. Российский законодатель, как и в большинстве не менее цивилизованных стран, определяя характер карательных приемов, признает за понятием аффекта некое исключительное право на снисхождение. Даже убийство, совершенное в состоянии аффекта, согласно ст.107 УК РФ, наказывается всего лишь исправительными работами сроком до двух лет. А нашему амбалу, судя по всему, небольшое кровопускание не сильно и повредило.

     Второй раз Запоздалому повезло в Центральном суде. Судья досталась молоденькая, на вид совсем девчушка. Однако прислушалась к мнению консультантов. Подсудимый – сама скромность и обходительность. Слова дурного не говорит из клетки. Сидит, между прочим, на предварительном следствии уже второй год. И за это время, заметьте, никого из соседей по камере не то чтобы не порезал, а даже не покусал. Опровергает самым бессовестным образом глубоко научные доводы экспертов о своей необычайной агрессивности и опасности для окружающих. А судья, хоть и не специалист, но в процессе юридического образования тоже чуть-чуть прикасалась к психиатрической экспертизе и не лишена от природы здравого смысла. Почитав выводы консультантов, усомнилась в диагнозе и назначила повторную экспертизу. И не куда-нибудь, а прямиком в столицу, в институт имени Сербского. Сербские ребята тоже озадачились: что за псих такой, особо опасный, который вовсе даже и не псих? Таблетки дисциплинированно отправляет в парашу, беседует с докторами вполне связно, никаких посторонних голосов в дурной голове не слышит, от чертей не прячется, а только от санитаров, что очень даже разумно. Про ножичек искренне сожалеет и раскаивается совершенно откровенно. Свое остроконфликтное общение с амбалом объясняет исключительно небывалой обидой. Если суд не признает необходимую оборону, готов понести заслуженное наказание. Кроме дурки с интенсивным наблюдением, разумеется. Категорически не желает оставшуюся жизнь провести в компании отнюдь не братьев по разуму.

     Экспертиза не терпит суеты и спешки, а психиатрическая – в особенности. Сначала ее дожидаются месяцами в порядке едва живой очереди, а потом еще месяц – другой вкушают душистые прелести на некоем подобии больничной койки в самых спартанских условиях. Но все когда-то кончается. От Сербских докторов Запоздалый вырвался, можно сказать, на лихом коне и с невиданным аттестатом зрелости: психически здоров. То есть, даже не полудурок, а совершенно нормальный человек. Судья, не без удовольствия, с этим согласилась и, как у нас водится, определила несостоявшемуся психу срок по уже отбытому. На всякий случай пальчиком погрозила вдогонку.                                    

    Случай, надо сказать, наиредчайший. Прошел Запоздалый по самому краю пропасти, и только в последний момент схватила судьба за шиворот. Еще и адвокат попался въедливый и не из хапуг. Но теперь уже не о нем, а о настоящих запоздалых. Пока в мозолистых руках здравоохранения будет такая тяжелая дубина, и пока не родится независимая психиатрическая экспертиза, дубиной этой можно смело крушить больные и здоровые головы без разбора, заодно поправляя собственный бюджет. Причем, совершенно безбоязненно. Скажем, если следователь кого привлек незаконно – ему строжайшее наказание предусмотрено. Думаете, кто-то пожурил психиатров, которые едва не упекли здорового человека в спецбольницу на всю оставшуюся жизнь? Никак нет. А руки чешутся. Хотя бы одного, самого лютого, с наивысшей квалификационной категорией. Чтоб другим неповадно было. И чтоб вспомнили, что щука в озере – не пустой звук. На самом деле я к психиатрам отношусь с уважением и даже с интересом. Кроме тех, конечно, у кого руки по локоть в слезах.

 

                                                                                                Власов А.Ю.

Научные разработки

В рамках ООО НИИСЭ "СТЭЛС" под руководством опытных специалистов проводилась исследовательская работа по использованию разработанного робота – лунохода в наземных целях.

ВНИМАНИЕ!

Администрация ООО НИИСЭ "СТЭЛС" предупреждает пользователей о наличии в сети Интернет десятков и сотен сайтов, созданных, якобы, от нашего имени, которые на самом деле нам не принадлежат. На этих сайтах может публиковаться недостоверная информация. В равной мере, в разных районах города и области существует ряд предприятий, позиционирующих себя, как филиалы ООО НИИСЭ "СТЭЛС", и даже располагающих печатями, полностью идентичными нашей печати. При обращениях к нам пользуйтесь только нашим официальным сайтом. Остерегайтесь мошенников.